По оценки Всемирного Банка вакцинация является самым эффективным и экономически выгодным профилактическим мероприятием, известным в современной медицине. Массовая иммунизация детей существенно снижает инфекционную заболеваемость и детскую смертность, увеличивает ожидаемую продолжительность жизни, обеспечивает активное долголетие и глобальную ликвидацию некоторых антропонозов.
В настоящее время в мире посредством иммунизации успешно борются более чем с 40 инфекционными заболеваниями, и это далеко не предел. В дальнейшем иммунопрофилактика будет ориентирована не только на ликвидацию ряда инфекций, но и на постепенное расширение количества инфекций, контролируемых с помощью вакцинации. В ближайшем будущем в практику здравоохранения будут внедрены новые вакцины, которые при их массовом применении позволят спасать ежегодно дополнительно миллионы жизней.
Программа иммунизации населения против инфекционных заболеваний всегда являлась и продолжает оставаться в Узбекистане одним из основных приоритетов общественного здравоохранения и частью всесторонней заботы государства о здоровье граждан, прежде всего детей. Важным достижением страны на протяжении многих лет является высокая политическая приверженность Правительства национальной программе иммунизации, что демонстрируется высоким показателем охвата иммунизацией и выполнением текущих обязательств по совместному финансированию в отношении плановых вакцин. Программа имеет сильную политическую поддержку, основанную на Конституции Республики Узбекистан, соответствующих Законах Республики Узбекистан и подзаконных документах (Законы Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» от 29.08.1996 г., «О Государственном санитарном надзоре» от 03.07.1992 г., Указ Президента Республики Узбекистан УП-3923 от 19 сентября 2007 г. «Об основных направлениях дальнейшего углубления реформ и реализации государственной программы развития здравоохранения», Постановление Президента Республики Узбекистан ПП-700 от 2 октября 2007 г. «О мерах по совершенствованию организации деятельности медицинских учреждений республики» и др.).
Эти документы определяют правовую базу иммунизации и формулируют основные требования к иммунопрофилактическим мероприятиям, проводимым для снижения, элиминации и ликвидации на территории Республики Узбекистан инфекций, управляемых средствами специфической профилактики и других инфекционных заболеваний, опасных для человека.
Национальная политика в области иммунопрофилактики в Узбекистане основана на соответствующих требованиям доказательной медицины рекомендациях ВОЗ, ориентирована на обязательность, общедоступность и бесплатность в рамках национального календаря профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям.
Узбекистан успешно сотрудничает со многими партнерами по программе иммунизации. Налажено тесное, многогранное и плодотворное сотрудничество с авторитетными международными организациями и Региональными Центрами, такими как, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ГАВИ, JICA и др.
Благодаря устойчивому прогрессу в сфере иммунизации, в стране обеспечена санитарно-эпидемиологическая стабильность, 98% детей дошкольного и школьного возрастов охвачены профилактическими прививками, не регистрируются полиомиелит, дифтерия, корь, краснуха и др., снизилась заболеваемость вирусными гепатитами.
В настоящее время реализуется комплексный многолетний план в области иммунизации (КМП) на период 2016-2020 гг.
Стратегическими направлениями в области иммунопрофилактики являются:
1.Дальнейшее развитие программы иммунопрофилактики с целью достижения региональных и глобальных целей по борьбе с инфекционными заболеваниями.
2.Обеспечение финансовой устойчивости Национальной Программы Иммунизации;
3.Поддержание своевременного охвата качественной и безопасной плановой иммунизацией не менее 95% подлежащих на всех административных территориях;
4.Укрепление эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики;
5.Недопущение завоза/заноса и распространения возбудителей инфекционных заболеваний;
6.Мониторинг, оценка и контроль за качеством проведения мероприятий Национальной Программы Иммунизации;
7.Постоянное совершенствование национального календаря прививок на основе передового мирового опыта, внедрение в него новых вакцин.
Из данной Стратегии вытекают следующие конкретные задачи:
- плановая вакцинация и ревакцинация в рамках Национального календаря профилактических прививок;
- достижение элиминации кори и краснухи в стране к 2018-2020 гг.;
- всеобщая доступность профилактических прививок для граждан Узбекистана;
- бесплатное проведение прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям.
Национальная программа иммунизации (НПИ) управляется Республиканским Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора (РЦГСЭН) Министерства здравоохранения, а руководитель НПИ является ведущим специалистом центра. Планирование, закупки, поставки и мониторинг охвата иммунизацией осуществляется РЦГСЭН, который имеет филиалы во всех регионах и районах. Услуги по иммунизации предоставляются на уровне учреждений первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) по всей стране (поликлиники, сельские семейные поликлиники, а также сельские врачебные пункты).
С 2000 года в Республике существует Межведомственный координационный комитет (МКК), созданный для координации поддержки, оказываемой НПИ. Также, были учреждены специальные комитеты для предоставления технической поддержки программе иммунизации. К примеру, в 2012 году была создана Национальная техническая консультативная группа по вопросам иммунизации (НТКГИ), Национальный комитет по сертификации элиминации полиомиелита (НКС), Национальный комитет по верификации элиминации кори и краснухи (НКВ), и Национальный комитет по вопросам ПППИ. Каждому из перечисленных комитетов отведена определенная роль и обязанности.
Особое внимание уделяется постоянному совершенствованию национального календаря прививок на основе передового мирового опыта, внедрение в него новых вакцин. Cогласно национального календаря профилактических прививок, реализация плановой иммунизации предусмотрена по отношению дифтерии, коклюша, столбняка, кори, краснухи, полиомиелита, туберкулёза, эпидемического паротита, гепатита В, haemophilus influensae типа b (ХИБ), пневмококковой инфекции и вируса папиломы человека.
В стране существует законодательная база для обеспечения качества поставок вакцин и инъекционных материалов, действует процесс прогнозирования и закупки вакцин, имеются соответствующие органы, хорошо осведомленные о своей роли. Качество вакцин, используемых в рамках национального календаря, гарантируется за счет предварительной квалификации ВОЗ. На основании плана профилактических прививок рассчитывается потребность в вакцинах и средствах безопасной иммунизации, что гарантирует обеспечение безопасной, своевременной, качественной и полноценной иммунизации.
Прививки осуществляется только медицинским персоналом-вакцинатором, прошедшим специальную подготовку в определенной поликлинике на местах и имеющим ежегодно подтверждаемый сертификат-допуск к работе в прививочном кабинете. Ежегодная подготовка медицинских сестер, проводящих иммунизацию против туберкулеза, осуществляется специалистами противотуберкулезных диспансеров. Не допускается к работе в прививочном кабинете медицинская сестра, не имеющая сертификата и приказа руководителя учреждения о назначении и допуска к работе прививочного кабинета.
В целом, обеспечение иммунизации и эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми вакцинопрофилактикой регламентируются и реализуются следующими директивными документами МзРУз:
- Приказ №148 по управлению вакцинами на складах хранения 2006 г.
- Приказ №53 по ХИБ-инфекции 2008 г.
- Приказ №420 по ротавирусной инфекции 2007 г.
- Приказ №672 Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и ОВП
- СанПиН №0239-07 «Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний в республике Узбекистан» 2015г.
- Приказ №36 от 2015.27.01 «О проведении и организации иммунопрофилактики регулируемых инфекционных заболеваний».
- Руководство по эпидемиологическому надзору за ПППИ. №012-3/328, 2018г.